Сороковые - роковые

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Советского Союза П. Г. Макарова " города Алатыря Чувашской Республики

Сороковые - роковые

 

1941-1945 годы…Они ушли в прошлое, но никогда не исчезнут из памяти народа, из памяти учителей и учащихся школы №9, тесно связанной с жизнью своей Родины. Подвиг алатырцев будут помнить все поколения потомков. В музее школы имеются и постоянно пополняется материал об участии школы (учителей и учащихся) в Великой Отечественной войне.

 

 1941 год.Бесстрастная послевоенная статистика скупым языком цифр говорит о том, что самым пострадавшим поколением Второй мировой войны в СССР были рожденные в 1922-25 годах. Это как раз те,с пеленок воспитанные сталинской пропагандой молодые люди, которых судьба прямо со школьной скамьи, с выпускных вечеров бросила в смертельный бой с фашизмом. Из 10 юношей этого поколения с кровавых полей возвратился только один. Выпускникам 41-го года посвящен стендв школьном музее.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли выпускники школы Лисенков Николай Фёдорович, Орлинский Георгий Михайлович, Малышкин Евгений Федосеевич.

Красноармеец 290-й стрелковой дивизии Лисенков Николай Фёдорович, уроженец села Малый КувайАстрадамовского района Ульяновской области, родился в 1922 году.Он проживал недалеко от школы, на улице Московской, там , где сейчас стоит многоэтажный дом. В 1941 году Николай  был призван на фронт Алатырским  военкоматом, а 1 сентября 1943 года погиб.. Захоронен в деревне Белорус Куйбышевского района Калужской области.(Книга Памяти Чувашской Республики , том 5.)

Минометчик Малышкин Евгений Федосеевич, 1922 года рождения, служил в 31 гвардейской стрелковой дивизии.Он умер от ран и похоронен в Смоленской области.

Командир орудия 5-й батареи 74-й гвардейской стрелковой дивизии  Орлинский Юрий (Георгий) Михайлович родился в 1923 году.( На месте его дома сейчас находится торговый центр «Лабиринт»). В сентябре 41-го он ушел на фронт.

В наградном листе мы может прочитать следующие слова: « Огнем прямой наводки из своего орудия уничтожил 3 станковых пулемета, орудие ПТО, разрушил 2 блиндажа противника, уничтожил до 50 солдат и офицеров  противника». За этот подвиг Георгий был награжден медалью «За отвагу». Он  погиб 11 октября 1943 года и похоронен на Украине в Запорожской области.

Выпускники школы Бабасин Николай Фёдорович и Крючков Александр Петрович вернулись домой.

Бабасин Николай Петрович был призван в ряды Советской армии в январе 1942 года. Обучался в Смоленском пехотном училище, а в 1943 году был ранен на фронте. После войны закончил Канашский государственный учительский институт и работал учителем русского языка и литературы в школе.

Крючков Александр Петрович тоже был направлен в Смоленское пехотное училище , по окончании которого воевал в районе Старой Руссы .В июле 1942 года он был переведен в район Сталинграда. Будучи наводчиком 82-мм миномета в сентябре 1942 года он был ранен и отправлен на лечение в город Горький. Так он расстался с одноклассником Бабасиным Николаем Фёдоровичем. После излечения Александр Петрович освобождал Белоруссию, Литву в составе 3-го Белорусского фронта. Война для него закончилась на территории Восточной Пруссии.

На фронт также ушли и педагоги школы.Учительница немецкого языка Дроздова М.К вспоминала :«Много изменений в школе было во время войны. Директор школы И.Е. Гурьянов был на фронте, и вместо него работали сначала Глушков А.И., затем Озеров Н.П. и Лукишин  И.М. Завучи тоже менялись. Был Глушков, Акимова, Иванов и др. Из учителей, не вернувшихся после войны, надо отметить учителя математики М.Е.Егорова, учителя рисования Коняшина А.Г...Учащиеся относились к своей учебе со всей ответственностью, добросовестно выполняли всякие поручения. Вместе с учителями в годы войны ходили на заготовку дров. Вспоминаю, как мы месяц жили вместе с учениками на лесоучастке «Сальном», заготавливая дрова, и никогда не слышали от ребят ни одной жалобы. Не было света, уроки проходили почти без огня.Нельзя считать за освещение две керосиновые лампы на класс, а иногда и этих ламп не было из-за отсутствия стекол. Не было тетрадей. Писали на старых книгах, газетах и вообще на чем придется. И всё же не унывали. Ходили в чем попало и ученики и учителя. Дисциплина была хорошая, учащиеся сами берегли свою школу и школьное имущество, зная, что это достается с большим трудом. Жили все дружно, недоразумений между собой не было. Коллектив был сплоченный, каждый шел к намеченной цели…А сколько мы кочевали в годы войны из здания в здание. В нашей школе был во время войны госпиталь, мы занимались в школе на Сурской–Набережной, но получился оползень и школа развалилась. Бывало занимаешься, а школа кругом трещит. Из этой школы нас перевели в школу №2 по улице Жуковской, где и пробыли до освобождения здания нашей школы. Разве все трудности эти забудешь? А дровозаготовки в Атратях?Помню, пилили лес под проливным дождем. Дождь промочит всех до ниточки, а сушиться негде, а наутро снова в лес. И никто не жаловался, так как знали, что если будут заготовлены дрова, будет тепло в школе всю зиму». 

Во время войны в здании школы находились госпитали:

С июля 1941 по 9 сентября 1941 года-  эвакогоспиталь №3059;

с сентября 1941 по июль 1942 года-  эвакогоспиталь № 3067;

с сентября 1943 до 30 декабря 1945 года-  эвакогоспиталь №3057.

После войны в школу пришли учителя фронтовики, о которых мы в дальнейшем расскажем.

 

Дата последнего обновления страницы 29.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения